8-800-500-23-57

Подвижной состав автомобильного транспорта

Классификация подвижного состава.
Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, буксируемых автомобилями. Автомобиль и буксируемые им прицепы или полуприцепы образуют автомобильный поезд.

По назначению автомобильный подвижной состав разделяют на грузовой, пассажирский и специальный. К первому относят грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Грузовой подвижной состав в зависимости от характера его использования делят на подвижной состав общего назначения и специализированный. К пассажирскому подвижному составу относят легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы. Специальным подвижным составом (СПС) называют автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование (пожарные, автомобили для уборки улиц, автокраны, передвижные ремонтные мастерские, спортивные и др.).

Грузовые автомобили разделяют на семь классов в зависимости от полной массы. Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. К прицепному подвижному составу относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Одноосные прицепы (рис. 1, а) дышлом — 2 соединяют с автомобилем. Если прицеп не буксируется автомобилем, то для опоры опускают переднюю 1 и заднюю подставки.

Двухосные и трехосные прицепы (рис. 1, б) шарнирно соединяют с тягачом при помощи дышла 2. В этом случае вертикальные усилия от прицепа на автомобиль практически не передаются.

Прицепы-роспуски (рис. 1, в) применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный конник — 3 — опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется иногда телескопическим (раздвижным).

Прицепной состав:
а — одноосный прицеп;
б — двухосный прицеп;
в — прицеп-роспуск;
г – полуприцеп.
Полуприцепы или седельные прицепы передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, который называется седельным тягачом. Поэтому часть собственной массы и массы перевозимого груза ими передается на раму седельного тягача. Отсоединенный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающую стойку.

Техническая характеристика автомобилей.
На каждый автомобиль заводом-изготовителем дается техническая характеристика. В нее входят:
колесная формула, где первая цифра означает число колес автомобиля, а вторая — число ведущих колес (4 х 2 — автомобиль с четырьмя колесами, два из которых ведущие);
номинальная грузоподъемность (в кг или т), для легковых автомобилей и автобусов — число мест, включая место водителя;
масса снаряженного автомобиля (в кг) И ее распределение по осям;
габаритные размеры (в м): длина, ширина, высота по кабине;
колея передних и задних колес или между серединами сдвоенных колес (в мм);
наибольшая скорость с полной нагрузкой на горизонтальных участках прямого шоссе (в км/ч);
наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса (в м);

Контрольный расход топлива на 100 км пути по шоссе при полной нагрузке и при определенной скорости движения (в л.). Кроме перечисленных параметров в техническую характеристику автомобиля включают основные данные двигателя и его систем, характеристики трансмиссии, колес и подвески, систем управления и электрооборудования, кабины, кузова или платформы, вспомогательного оборудования, заправочные объемы, а также данные для регулирования и контроля.
Техническая характеристика входит в инструкцию по эксплуатации, которой снабжается заводом-изготовителем каждый автомобиль.